Как подготовить ребенка к школе?
Что
же должен уметь будущий первоклассник?
Многие родители ошибочно полагают, что
готовность к школе – это умение читать, считать и писать.
Однако
это – лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос
значительно более обширный. В теории ни читать, ни писать, ни тем более
решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае, школа не
вправе отказать ребенку в реализации его права на обучение на том
основании, что он этого не может – ведь по идее задача школы как раз в
том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Но на практике
оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет
сложно угнаться за темпом обучения и он будет чувствовать себя неуютно в
среде «продвинутых» сверстников.
Для
того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и
неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу
предшкольной подготовки и не полениться позаниматься с ребенком.
Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это:
–
развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт
познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их
обсуждение);
– изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
– по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);
–
обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие
ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения
писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре
детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с
конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок,
монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и
аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и
усидчивость;
– тренировка
памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет
блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в
школе);
– тренировка умения
анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка
структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом
(причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое,
разложить предметы по какому-либо признаку.
Однако
следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его
способностям и психической зрелости. Более того, обученность – не
синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко
родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует
наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь. Подходы эти
принципиально разные – если выбран первый, ребенок занимает в процессе
«обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется, что при
широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и
желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к
учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, как
выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе –
поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося
пользы его владельцу… Кроме того, хорошо считающий мальчик или же
девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально,
к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической,
личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической)
готовности к школе.
То есть, помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:
–
обладать и коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь
общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни
морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;
– не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;
–
уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять
неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости;
– осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;
– уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;
– иметь положительную мотивацию, желание учиться;
–
уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием,
организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия
(к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за
выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на
свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется
на них до выпускного бала);
– иметь позитивное отношение к самому себе.
Важно помнить, что помимо готовности головы не менее важна и готовность тела:
нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в
последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово помимо учебы
заняться и физической подготовкой.
Ребенку
необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной секции,
которые дают помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий
воздух, полноценное питание. Если у малыша есть нарушения здоровья,
необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить
рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса
обучения.
Итак, вооруженные
всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните:
самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в
своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.
Удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий